Факты и статистика

Факты и статистика

Данные из рекомендаций French Motorway Companies (ASFA) и National Institute of Sleep and Vigilance (INSV).

В среднем каждое пятое ДТП происходит по вине водителей, заснувших или испытывающих сонливость за рулем. По разным странам эти цифры несколько отличаются.

Германия.
Сонливость за рулем является причиной 25% всех ДТП со смертельным исходом, происходящих в стране. В 2009 году ею были обусловлены 4154 случая – и следует учесть, что это самый низкий показатель с 1950 года. Цифра была максимальной в 1970 году, когда засыпание за рулем привело к гибели 21322 человек. Благодаря грамотному принятию мер на государственном уровне, смертность на дорогах с тех пор упала на 80%, однако и сейчас «сонное вождение» ежегодно приводит в Германии к ущербу в сумме около 5 млрд.евро.

Великобритания.
В национальной базе данных усталость и сонливость за рулем указаны в качестве причины в 4% всех ДТП. Однако эти цифры были признаны недействительным и, так как сотрудники полиции выставляют такой «диагноз» в достаточно редких и очень конкретных ситуациях – обычно, если об этом говорит сам водитель. Согласно другим данным (2004 год), около 17% аварий на дорогах Великобритании были связаны с засыпанием за рулем.

Испания.
В 2010 году Испанский Институт здоровья и безопасности на рабочем месте сообщил, что в целом до 45% ДТП в стране происходит по причине недостатка внимания, снижения концентрации, рискованного поведения водителей на дорогах. Нередко они связаны с отсутствием сна и отдыха – что, кстати, довольно странно, учитывая особые традиции сна в этой стране.

Швеция.

Недавнее пилотное исследование обнаружило связь 15% аварий с сонливостью у водителей. При этом, около 35% опрошенных водителей признавали наличие, как минимум, одной возможной причины засыпания (отсутствие или недостаток сна, вождение между 2 и 6 часами ночи и 14 и 16 часами дня, имеющиеся нарушения сна). Шведское Управление транспортом ежегодно проводит скрининг среди водителей с целью выявить имеющиеся проблемы с сонливостью. По данным 2011 года, более 15% людей сообщили о том, что испытывали сонливость за рулем, причем, наиболее высокий показатель продемонстрировали молодые автомобилисты.

Финляндия.

Анализ Национальной базы данных показал, что в период с 2006 по 2010 год 17% смертельных ДТП были связаны с виной водителей, испытывающих усталость и сонливость.

Италия.

На сегодня сведений пока что мало, однако, согласно данным Национального Института статистики, опубликованным в 2001 году, в период между 1993 и 1997 годами 21,9% всех ДТП были связаны с сонливостью во время вождения.

Россия.

По России подобной статистики пока не существует, но возможно ожидать, что в нашей стране эти цифры примерно такие же, как и за границей.

Необходимо признать, что в США и странах Европы внимание уделяется не только определению статистических данных, но и реальными шагами к исправлению ситуации. Накладываются ограничения на выдачу прав водителям, страдающих нарушениями сна. Пациентов с выраженными расстройствами обязывают проходить регулярное обследование для того, чтобы убедиться, что они не представляют угрозы для безопасности движения. Улучшается качество дорог, оборудуются зоны отдыха на трассах, ведется просветительская работа по обучению людей основам безопасного вождения. Разрабатываются устройства и приборы, препятствующие засыпанию за рулем, ведется производство наиболее безопасных моделей автомобилей. К сожалению, наша страна пока что во многом из этого существенно отстает.
Тем не менее, обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается в настоящее время как одна из приоритетных государственных задач. Это обусловлено катастрофической ситуацией с количеством дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на дорогах России, в которых всего гибнет более 30000 человек в год. За последние 5 лет ущерб от ДТП составил 5.5 триллиона рублей, что сравнимо со всеми расходами на отечественное здравоохранение за тот же период.

Остается надеяться, что накопление данных по «сонным» ДТП в конце концов приведет к тому, что Министерство Здравоохранения и Правительство РФ обратят внимание на эту проблему. Возможно, в России через какое-то время также появятся нормативные акты, законы и приказы, направленные на предупреждение ДТП, вызванные засыпанием водителей за рулем.