Новые правила выдачи водительских прав при синдроме обструктивного апноэ сна: директива Евросоюза 2014/85/EU

В декабрьском номере Journal of Sleep Research опубликована новая директива по водительским правам, обязательная для выполнения с 31 декабря 2015 года всеми государствами – членами Евросоюза. Эта директива содержит следующие положения:

  • Заявители или водители, у которых предполагается умеренная или тяжёлая степень синдрома обструктивного апноэ сна, должны быть направлены для получения дальнейших медицинских рекомендаций от уполномоченных специалистов до получения или продления водительских прав. Им может быть рекомендовано прекратить вождение до подтверждения диагноза.
  • Водительские права могут быть выданы заявителям или водителям с умеренным или тяжёлым синдромом обструктивного апноэ сна, если продемонстрированы адекватный контроль их состояния и соблюдение рекомендаций по соответствующему лечению, а также уменьшение сонливости, если она имелась, подтверждённые уполномоченными специалистами.
  • Заявители или водители с умеренным или тяжёлым синдромом обструктивного апноэ сна, получающие лечение, должны проходить периодические медицинские осмотры с интервалом, не превышающим 3 года для водителей группы 1 (непрофессиональные водители) и 1 года для водителей группы 2 (профессиональные водители), с целью оценки соблюдения рекомендаций по лечению, необходимости продолжения лечения и поддержания хорошего уровня активного внимания.

В комментарии обсуждаются основные проблемы, возникающие в процессе реализации этой директивы.  Требуется единый подход к медицинскому освидетельствованию при подозрении на синдром обструктивного апноэ сна в странах – членах Евросоюза. Пациенты с диагностированным обструктивным апноэ сна представляют собой лишь вершину айсберга большой популяции с недиагностированными и нелечёнными нарушениями дыхания во сне, и широкомасштабный скрининг СОАС приведёт к избыточной нагрузке на системы здравоохранения по всей Европе.  По данным проведённого исследования эпизоды сонливости за рулём в течение 2 лет наблюдались у 17% водителей, и не всегда они были связаны с риском СОАС.

Хотя, безусловно, СОАС повышает риск дорожно-транспортных происшествий, избыточная дневная сонливость наблюдается лишь у 50% пациентов. Риск ДТП при СОАС больше связан со степенью дневной сонливости, чем с объективными характеристиками дыхательных расстройств во сне – такими, как ИАГ.

Одним из возможных подходов является оценка и лечение лишь пациентов с дневной сонливостью. Обычно оценка дневной сонливости проводится при помощи анкет, которые субъективны и, как ожидается, ответы на вопросы которых будут заведомо искажаться водителями, особенно профессиональными. Объективная оценка является дорогостоящей, трудоёмкой и не очень годится для применения в широких масштабах. Предполагается, что директива Евросоюза будет способствовать разработке новых методов оценки  возможностей вождения и наличия дневной сонливости у пациентов как с нелечённым СОАС, так и у получающих СИПАП-терапию.

Европейское респираторное общество и Европейское общество исследования сна создают совместную группу экспертов, которой предстоит ответить на вопросы, касающиеся реализации этой директивы Евросоюза.

Оригинальная статья — скачать в PDF, только для членов Российского общества сомнологов!